Вопрос, связанный с тем, что такое «уважительная причина», представляет огромный интерес, поскольку это связано с увольнением работника по собственному желанию без необходимой отработки. Наличие уважительной причины служит основанием  для  снижения размера подлежащего возмещения работником ущерба, причиненного им виновным поведением.  Не признается прогулом отсутствие работника на работе без уважительных причин.

При этом нередко встречается идея о том, что было бы целесообразно закрепить в законе  понятие «уважительная причина». При все привлекательности такого предложения, вряд ли оно может быть реализовано и вот почему.

Само понятие, определение которого  предлагается сформулировать, является, по своей сути, оценочным, т.е. подлежит оценке участниками общественных отношений, включая правоприменителей (суд, надзорные органы). И тем не менее хотелось бы на практике иметь какие-нибудь ориентиры, позволяющие самостоятельно определить (оценить) то или иное обстоятельство, которое на практике достаточно часто встречается.

Следует отметить, что, скорее всего, не могут быть  едиными  приблизительные обстоятельства, которые можно было бы отнести к числу причин уважительных, применительно для всех случаев, перечисленных выше. В каждой конкретной ситуации необходимо проводить серьезный анализ имеющихся обстоятельств, желательно в их совокупности.

Относительно увольнения по собственному желанию надо сказать, что в свое время был разработан документ, содержавший приблизительный перечень причин увольнения по собственному  желанию, наличие которых позовляло отнести  такое увольнение по уважительным причинам. Речь идет о Постановлении Госкомтруда СССР от 9 июля 1980 г. № N 198, ВЦСПС N 12-21, которым можно пользоваться и в настоящее время[1].

Согласно п. 1 данного документа причина увольнения считается уважительной, если трудовой договор расторгнут вследствие:

- перевода одного из супругов на работу в другую местность, направления одного из супругов на работу либо для прохождения службы за границу, переезда в другую местность;

- болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);

- необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы;

- переезда в другую местность в порядке организованного набора рабочих, сельскохозяйственного переселения, общественного призыва, а также в других случаях, когда в соответствии с решениями Правительства СССР администрация обязана беспрепятственно отпускать рабочих и служащих для работы на предприятиях и в организациях отдельных отраслей народного хозяйства;

- избрания на должности, замещаемые по конкурсу;

- зачисления в высшее, среднее специальное или иное учебное заведение, в аспирантуру либо клиническую ординатуру;

- нарушения администрацией коллективного или трудового договора.

 


[1] В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-О нормативное положение, содержащееся в абзаце втором пункта 16 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13.12.1979 N 1117 (в соответствии с которым при повторном увольнении с работы в течение календарного года по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж не сохраняется), признано не подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ. Кроме того, с 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ, которым установлен новый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности — в зависимости от страхового стажа, а не от непрерывного трудового стажа.

 





Написать комментарий